Назад к списку

Основы SEO. Что нужно знать, чтобы раскрутить сайт в поисковых системах?

Поисковая оптимизация – это основа основ, когда нужно раскрутить сайт. Наиболее выгодна, когда речь идет о вложенных средствах, и самое эффективное решение, когда речь идет о полученном результате.


Явный минус SEO – часто результата надо ждать значительное время. Хотя если смотреть глобально, то и это плюс: как долго ждете результата, так же долго он и работает на вас. Что говорить – сайты выдаются в поиске Гугла годами.

Что нужно знать, чтобы начать раскручивать сайт, оптимизируя его для поисковых систем?

Прежде всего, классическое SEO делится на внутреннюю оптимизацию и внешнюю.

Внутренняя поисковая оптимизация


Внутренняя – это все, что делается в пределах вашего сайта. И внутреннее SEO означает не только создание хорошей структуры сайта, а и обеспечение безопасности пользователей, оптимизацию скорости загрузки страниц и т.п.

Важно добавлять (и делать это регулярно!) качественный контент, чтобы посетителям сайта хотелось подольше оставаться на страницах вашего веб-ресурса. Яндекс и Гугл пристально наблюдают, насколько пользователи желают посещать ваш сайт, читать статьи, переходить по страницам.

Несколько направлений внутреннего SEO:

  1. сквозная структура – все страницы должны быть перелинкованы (поисковые боты находят новые страницы, переходя по гиперссылкам – помогите им)
  2. во внутренних ссылках должны быть содержательные тела ссылок
  3. удобная и интуитивно понятная навигация (меню наверху и внизу, HTML карта сайта)
  4. меры безопасности (как то SSL сертификат, https, безопасные заголовки и т. п)
  5. мобильная оптимизация (респонсивный дизайн, AMP) – поиск Гугла и Яндекс уже давно mobile-first, то есть в первую очередь учитывает мобильную версию сайта
  6. скорость страниц (меньше джаваскриптов, картинки по возможности <100КБ) – проверить можно здесь PageSpeed Insights – понятное дело, чем быстрее, тем лучше
  7. оптимизация медиа (человеческие описания и названия, ALT)
  8. разметка структурированных данных (Schema.org, OpenGraph) – если вы счастливый владелец Вордпрес-сайта, то есть вменяемые плагины, которые позаботятся об этих вещах без дополнительно написания программного кода (например, Yoast SEO полностью занимается OpenGraph)
  9. интеграция с основными инструментами вебмастеров в Гугл и Яндекс.
  10. создание и добавление XML-карты сайта в поисковые консоли Гугл и Яндекс
  11. качественное содержимое (оригинальный, интересный, интерактивный, полезный гостям вашего сайта контент)

Собственно, качественный контент и комфорт пользователя – один из трех главных факторов, которые учитывают поисковые системы, когда ранжируют сайты. И это все сфера внутренней оптимизации.

Внешняя поисковая оптимизация


Внешняя поисковая оптимизация по сути останавливается на одном направлении – построение качественного ссылочного профиля, что означает выстраивание сети входящих ссылок с авторитетных сайтов, желательно в вашей предметной области. Такие ссылки учитываются Гуглом и другими поисковиками как рекомендация. Рекомендации – и есть главный фактор ранжирования (согласно исследования Moz).

А получить эти рекомендации – и есть значительная часть работы SEO-специалиста.

Несколько идей для качественного построения профиля внешних ссылок:

  1. создавайте контент, который другие захотят распространить на своих сайтах, например: инфографика и другие визуальные материалыили оригинальные исследования
  2. пишите гостевые статьи на авторитетные сайты
  3. общайтесь на тематических форумах, упоминайте ваш ресурс там, где уместно
  4. оставляйте ссылку на сайт в качественных веб-каталогах (особенно работает для сайтов компаний) – например, Curlie.org
  5. некоторые соцсети дают хорошие ссылки-например, Пинтерест и Редит
  6. удельные входящие ссылки с тела внешней страницы (посреди смыслового текста) – ценнее
  7. желательно, чтобы тело каждой входной ссылки было содержательным и включало ключевик или часть ключевика - но сам текст надо варьировать, иначе поисковая система может оштрафовать за ссылочный спам
  8. соблюдайте примерную такую пропорцию в целевых страницах: 20% главная страница, 80% страницы с контентом

Важный факт: лучше 10 ссылок с разных сайтов (доменов), чем 10 ссылок с одного и того же сайта. То есть – старайтесь получать входящие ссылки каждый раз нового ресурса.

Другие важные виды SEO


Однако разделение поисковой оптимизации на внешнюю и внутреннюю – достаточно общее. Есть и другие аспекты SEO, которые можно выделить в особые направления, и о которых стоит отметить отдельно.

Локальная поисковая оптимизация

Отдельно рассмотрим локальное SEO, то бишь поисковую оптимизацию по регионам. Здесь речь идет о том, чтобы подать поисковой системе правильные сигналы о вашем бизнесе. Тогда она с радостью будет показывать сайт людям, которым требуется ваш продукт или сервис в вашем городе.

Для местной оптимизации очень важна узнаваемость вашего бренда, поэтому не забывайте обслуживать клиентов хорошо. Довольные клиенты пишут хорошие отзывы-и поисковая система это учитывает.

Несколько базовых шагов локальной оптимизации:

  • начните вести страницы компании в социальных сетях
  • добавьте контактную информацию (адрес, номер телефона, ссылки на соцсети, мессенджеры) о вашей компании на отдельную страницу сайта и в подвал/спид сайта (он же footer)
  • добавьте профиль компании в бизнес-каталоги, особенно местные

Важно также понимать, что ваша компания, а точнее ее сайт, не сможет ранжироваться по локальным запросам других городов – то есть не там, где вы территориально расположены. 

Оптимизация содержимого страницы (on-Page SEO)


В принципе, это часть внутреннего SEO. Но оптимизацию содержимого страницы выделяют особняком – т.к. работы ведутся не в целом по сайту, а по каждой отдельной странице.

Что нужно знать?

Прежде всего – Яндекс и Гугл любят длинные, экспертные статьи, которые глубоко раскрывают тему. Статьи в топе имеют в среднем объем 1890 слов. К этому добавляется еще много мелких деталей, которые в сумме дают значительный SEO-эффект.

Чеклист оптимизации содержимого страницы:

  1. теги заголовка и подзаголовков: H1, H2, H3 и т. п (помните – H1, заголовок – только один на страницу)
  2. ключевые слова в тексте (в частности в заголовке – непременно – и желательно в нескольких подзаголовках)
  3. ключевые слова в первых 100 словах
  4. ключевые слова в мета-тексте (мета-название, мета-описание)
  5. ключевик или его часть в URL-адресе страницы
  6. хотя бы одно изображение
  7. ALT и другая оптимизация изображений
  8. исходящие ссылки-выследственные на авторитетные сайты вашей отрасли
  9. внутренние ссылки в теле страницы (основном тексте)
  10. читабельный текст, который интересует посетителя (поисковики фиксируют время проведенное пользователями на странице: чем дольше, тем лучше)